Штирлиц и Скрипаль выпили по две бутылки водки. Скрипаль упал замертво. “Новичок”, – подумал Штирлиц.
Обожаю специфический юмор анекдотов про советского разведчика. Еще два моих любимых. Первый: “Штирлиц стрелял вслепую. Слепая упала”. Второй: “Штирлиц почувствовал запах гари. Рядом стоял Гарри Каспаров”?
Но вернемся к новичкам, новичкам в бизнесе. Их доля сурова. Вложения сил, времени и денег в начале пути большие. Отдача маленькая. Бизнес в любую минуту может упасть замертво и начать издавать запах гари. Как не допустить этого?
Трудно продавать и конкурировать с другими компаниями и другими продуктами, когда у них есть отзывы довольных клиентов, а у тебя их нет. Нет интересных выполненных проектов, которыми можно похвастаться. Проще говоря, нет репутации. Как ее заработать, если для первых продаж она уже нужна? Замкнутый круг.
Я расскажу о пяти шагах, которые помогут из него выбраться и упрочить позиции.
Шаг 1. Создайте себе профессиональный имидж в интернете
В первую очередь я имею в виду сайт. Почему? Когда-кто-то говорит, что занимается бизнесом, за этим обычно следует вопрос: “А у вас есть сайт?”
Сайт должен выглядеть профессионально, быть аккуратным, простым, удобным. Для этого не надо тратить много денег. Сейчас есть много прекрасных готовых шаблонов на любой случай жизни: для салонов красоты – в пастельных тонах с изящными шрифтами; зелененькие – для блога о здоровом питании; детские – для садиков и секций; стильные, креативные – для дизайнеров, фотографов.
Эти шаблоны, как правило, создаются дизайнерами мирового уровня: в них правильного размера шрифты, окна для фотографий, гармонично подобраны цвета. Вы вводите свои тексты, загружаете свои фотографии – и пожалуйста, у вас современный, удобный сайт.
Еще готовые шаблоны хороши тем, что в них встроены подсказки: здесь окошко для названия бизнеса, здесь – место для оффера, есть форма заявки, контакты, блог. Все в очень логичных местах, вы ничего не упустите и не надо ломать голову, где что расположить. Сразу есть версии для мобильных устройств – то есть, сайт будет хорошо выглядеть как на компьютере, так и на планшетах и смартфонах.
Все свои сайты – этот, интернет-проект о детских клубах, сайты детских центров “Классики” и “Лас-Мамас” – я делала на шаблонах WordPress. Очень хорошие отзывы о шаблонах Tilda.
Многим творческим людям очень хочется создать свой собственный уникальный дизайн сайта. Я их понимаю, но тем не менее не советую заниматься этим на старте. Если вы только начинаете бизнес, этот проект совершенно точно не входит в 20% дел, которые принесут 80% результатов.
Да, и конечно, для хорошего имиджа нужен солидный email. Адреса типа anyutka158@mail.ru или lapulya2003@yandex.ru не помогут вам произвести впечатление надежного, профессионального партнера. Золотой стандарт: вашеимя@вашдомен.ru. Например, larisa@romashka.ru?
Шаг 2. Слова о вашем бизнесе должны звучать уверенно
Как на сайте, так и при личных встречах. Например: я знакомлюсь с кем-то на бизнес-тренинге, спрашиваю, чем занимается мой собеседник, слышу “Я дизайнер интерьеров, специализируюсь на детских дизайнах”. Я бы сказала: “О, отлично. Может, дадите мне свою визитку? Я как раз собираюсь сделать ремонт в своем детском центре”.
Но если ответ такой:
“Я… как бы дизайнер… Вернее хотела бы заниматься дизайном… Но у меня пока нет клиентов… Мне кажется, что у меня получается… Но пока мало опыта”.
Я бы сказала: “Звучит круто. Не останавливайтесь. Удачи вам!”
А вы как ответили бы в этих двух случаях?
Шаг 3. Дайте протестировать ваш продукт бесплатно
Чтобы получить первые 3-5 отзывов, постарайтесь договориться с несколькими людьми, которым потенциально интересен ваш продукт, о том, что вы даете им свой продукт бесплатно или с большой скидкой, а они пишут вам честный отзыв. Если он будет хорошим – вы его опубликуете. Если нет – для вас это ценная обратная связь, которая позволит улучшить продукт.
Есть еще один лайфхак. Как вы знаете, у многих блогеров можно разместить платную рекламу. Одни блогеры предпочитают просто опубликовать подготовленный вами рекламный текст. Другие составляют описание сами, типа:
“Ой, девчонки, все равно будете спрашивать, что за костюмчик на мне. Нашла классный интернет-магазин. Там и трикотаж, и джинсы, все такое приятное к телу. Загляните обязательно!”
Так вот, вы заказываете такую рекламу у блогера, а потом скриншоты их постов размещаете у себя на сайте в разделе “Отзывы”. Или в своих соцсетях. И вот – у вас уже есть отзывы.
Конечно, если называть вещи своими именами, эти отзывы оплаченные, ненастоящие. Поэтому я рекомендую этот прием только в качестве временного варианта.
Шаг 4. Подсветите свой опыт
Даже если вы новичок в этом конкретном бизнесе, наверняка у вас есть какой-то жизненный бэкграунд, с которым вы в него пришли. Возможно, ваша школа английского языка работает без года неделю, но вы уже с 18 лет работали репетитором, вывозили детей в лагеря за границу и т.д. Или ваша медицинская клиника открылась только что, но ваш предыдущий врачебный опыт колоссален.
Раздел “Обо мне” или “О нас” всегда вызывает большой интерес посетителей. Часто это вторая по посещаемости страница – после “Главной”. Не забудьте написать на ней свою историю. Почему вы пришли в этот бизнес? Почему надо обратиться к вам, а не к другим? Чем вы отличаетесь?
Шаг 5. Организуйте себе публикации в прессе
Несмотря на то, что соцсети захватили мир, местные газеты все еще существуют. И зачастую им не хватает качественного материала. Подумайте, что интересного вы могли бы рассказать их читателям?
Конечно, о самом факте существования вашей фирмы газете печатать неинтересно. По крайней мере, бесплатно. Но, возможно, вы – гончарный мастер в третьем поколении, и ваши предки жили в этом городе – такая подача имеет гораздо больше шансов на публикацию.
Или история какого-то конкретного здания, в которой вы открываете булочную. Что было на этом месте? Может, в советское время здесь был гастроном, в который жители окрестных районов тоже любили ходить за хлебом?
Может, вы организовываете какой-то благотворительный забег или устроили сбор подарков для дома престарелых?
Похожая история с популярными интернет-порталами. Они, скорее всего, тоже будут рады хорошему, полезному для читателей материалу. Может быть, вы как косметолог расскажете о необычных обертываниях из огурцов, которые можно делать в домашних условиях. Или как логопед опишете несколько полезных упражнений, которые решают конкретную проблему.
В лучшем случае портал упомянет и вашу компанию под публикацией. Но, скорее всего, это будут только имя и фамилия. Не страшно. Для вас главное – завести специальный раздел на сайте “О нас пишут” или “Публикации” и разместить там логотипы СМИ, в которых вы засветились. Например, газеты “Кировский вестник” или портала “Мир красоты”. А со временем – Cosmopolitan, Коммерсант, Forbes, 1 канал, CNN. Почему бы и нет? При планомерной работе все возможно?.
Приносите пользу
Эти пять шагов помогут вам производить хорошее первое впечатление и легче получать заказы. Но, конечно, главное для любого бизнеса – приносить пользу своим клиентам. Без этого построение репутации захлебнется на полпути.
Ксения говорит
Зарина, спасибо за ценные советы… А как на практике сделать “солидный email” с именем компании?
Зарина Ивантер говорит
Самый простой способ — использовать сервис Яндекс “Почта для домена” https://connect.yandex.ru/pdd/ или аналогичный сервис Mail.ru: https://biz.mail.ru/mail/
hong blogger говорит
В бизнесе важно качество! В товарах или услугах неважно! Никогда не начинайте бизнес, если ваше предложение по качеству хуже, чем существующие на рынке. Конечно, по великой случайности вы можете получить первых клиентов, но тем самым загубите репутацию на корню и быстро закроетесь.
Шолпан Шукаева говорит
Очень рада, что нашла Вас, Зарина! Все материалы настолько информативные, полезные, самое нужное для начинающего предпринимателя