11 марта Роскомнадзор заблокировал Инстаграм в России. Куда теперь идти? И как в новом месте развивать свой проект и привлекать новых клиентов?
Нужно понимать, что в этих вопросах есть два аспекта
Первый – связь с существующей аудиторией. Как не потерять контакт с нынешними подписчиками?
Второй – привлечение новых подписчиков и клиентов. Допустим, перешли мы в Телеграм, пригласили туда свою аудиторию. Часть подписалась на нас в Телеграме, теперь мы можем там с ней общаться и что-то продавать.
Но что дальше? Как вовлекать новых людей в свою воронку продаж?
Давайте разбираться.
Какие есть варианты для связи с существующей аудиторией?
1️⃣ Телеграм
Самый популярный сейчас вариант запасного аэродрома для авторов из Инстаграма. Видимо, это объясняется популярностью Телеграма как такового. Его активными пользователями сейчас является 52% всей аудитории русскоязычного интернета, а 61% как минимум скачали его на свой телефон (данные исследования «Медиапотребление в России в 2021 году» Deloitte).
На мой взгляд, многие переселенцы из Инстаграма недооценивают, что стиль потребления информации в Телеграме совсем другой.
В Инстаграме если читатель на вас подписался, ваши посты появляются в его ленте, читатель листает свою ленту и видит как минимум картинку и заголовок.
В Телеграме пользователь должен сам найти ваш канал среди других своих подписок и чатов и специально в него зайти. Так заходят в новостные каналы и суперактуальные для подписчика чаты. Но будет ли читатель два-три раза в неделю заходить специально в канал про мыло ручной работы, постельное белье, украшения, косметику?
Посты про психологию, похудение, изучение иностранного языка, возможно, имеют больше шансов на более или менее регулярный просмотр. Но интерес к вашей теме и к вам лично должен быть очень большим, чтобы читатель заходил в Телеграм, специально искал название вашего канала в списке свежих сообщений и его читал.
Вывод – подписчик должен быть гораздо более теплым, почти горячим, чтобы регулярно читать вашу рассылку. При этом нужно частое обновление (чтобы быть если не на первой строчке, то хотя бы в числе первых десяти-двадцати) и исключительно высокое качество контента.
Понаблюдайте, как вы сами потребляете информацию в Телеграме. И на основе своих наблюдений сделайте выводы, каковы шансы на то, что ваш канал будут регулярно читать.
2️⃣ ВК
ВК – это российская платформа, самая популярная соцсеть в России (по данным ВЦИОМ, ВК пользуется 48% опрошенных, в то время как Инстаграмом – 39%). Роскомнадзор ее пока не трогал, и она сама не вводила никакие ограничения.
Из оставшихся в доступе платформ ВК ближе всего к Инстаграму. Там та же лента, очень похожий принцип потребления информации.
Для продвижения своих услуг или продукта в ВК можно создать группу или публичную страницу. В большинстве случаев для раскрутки бизнеса лучше подходит публичная страница.
Публичные страницы индексируются поисковыми системами. Поэтому лучше сделать информативное описание, включающее ключевые фразы, по которым ваш бизнес смогут найти пользователи.
3️⃣ YouTube
Третья по популярности соцсеть в русскоязычном интернете (34%, по данным того же исследования ВЦИОМ).
Ее главное ограничение – видеоформат (в отличие от ВК и Инстаграма, где возможны как видео, так и текстовые публикации). Если в инстаграме вы активно использовали разговорный жанр – видеоуроки, прямые эфиры – стоит рассмотреть этот вариант. Если видео совсем не ваше – YouTube отпадает.
Важный нюанс: одного только YouTube для продаж недостаточно
Эту платформу можно использовать для контент-маркетинга – то есть, давать бесплатную полезную информацию, ценную для ЦА. Но непосредственно для продаж нужно вести подписчиков на какую-то посадочную страницу. Например, на сайте.
4️⃣ Email-рассылка
Это самый надежный способ связи с подписчиками. В первых четырех аккаунты – как ваш, так и ваших подписчиков – принадлежат платформе, а не вам. Платформу могут заблокировать, она может ввести ограничения сама.
А ваша база email-адресов – ваша. Имея адрес электронной почты своего подписчика, вы получаете более надежный и независимый способ связи.
Плюс возможность персонализации. Разным подписчикам можно отправлять разные сообщения. В отличие от соцсетей и канала в Телеграме (чат-ботов сейчас оставим за скобками), где любое ваше сообщение потенциально видно всем фолловерам, в случае с email-рассылкой можно вести себя более гибко. Новых, холодных подписчиков не напрягать продающими письмами, а отправлять полезные материалы. А тем, кто с вами уже некоторое время можно отправить и рекламу вашего продукта.
Как “подключить” инстаграмных читателей к email-рассылке?
Можно просто предложить существующим подписчикам написать вам в директ свой адрес электронной почты, чтобы получать от вас информационные сообщения.
Но эффективнее создать бесплатный материал, ценный для вашей ЦА (гайд, чеклист, мини-книгу, мини-курс, видеоурок), и предлагать отправить его по электронной почте. Так вы получаете email-адрес подписчика и сможете отправлять и другие сообщения.
Варианты для привлечения подписчиков
Перевести куда-то свою нынешнюю аудиторию – это ещё не все. Надо же привлекать еще и новых подписчиков и клиентов. Давайте посмотрим, какие возможности есть для этого в разных платформах.
1️⃣ Телеграм
Здесь можно использовать взаимный пиар с другими каналами, рекламу в других каналах – рекламную площадку можно поискать в каталогах, например, Tgstat, Telegros, Tlgrm. Или с помощью бота — @SearcheeBot найдет вам все каналы по ключевому слову или самые популярные каналы в нужной тематике.
2️⃣ ВК
Главное – в ВК есть таргетированная реклама. Она менее совершенная, чем в Инстаграме. А таргет очень важен, особенно для проектов с узкой целевой аудиторией, которые малоэффективно рекламировать у блогеров. В других доступных сейчас для россиян соцсетях такой возможности нет.
В ВК есть также возможность рекламы у блогеров, взаимного пиара.
3️⃣ YouTube
Как и в других соцсетях и в Телеграме, тут есть возможность взаимного пиара и рекламы у блогеров.
Но главная особенность YouTube – возможность органического продвижения. То есть видеосервис может рекомендовать ваше видео даже тем, кто на вас не подписан.
4️⃣ Яндекс.Директ
Во-первых, это возможность показывать рекламу тем, кто что-то ищет в Яндексе. Например, детский центр в Бутово. Если мы даем рекламу по этим ключевым словам – “детский центр Бутово” – одним из первых результатов будет наша реклама.
Во-вторых, у Яндекса разветвленная сеть сайтов-партнеров, на которых можно показывать баннерную рекламу, даже если посетитель специально не ищет наши услуги.
Понятно, что это реклама довольно короткая. Она должна куда-то вести, чтобы заинтересованный посетитель мог получить больше информации. Чаще всего реклама ведет на сайт. Реже для этого используют страницу в соцсетях.
Яндекс.Директ часто используют в паре с email-рассылкой. Реклама в Яндексе ведет на сайт, там в какой-то момент предлагается скачать бесплатный материал, оставив свой адрес электронной почты. И на этот адрес потом отправляются другие материалы – как образовательные, так и продающие.
Нужен ли сайт?
Он обязательно нужен, если используется Яндекс.Директ или YouTube.
Можно использовать сайты на простых конструкторах типа Taplink.
Выводы
На мой взгляд, по соотношению всех факторов лучшие варианты – это:
1️⃣ ВК
Это наиболее похожая на Инстаграм платформа. Здесь проще, чем в Телеграме, сохранять контакт с существующими подписчиками и привлекать новых.
2️⃣ Сайт + Яндекс.Директ + email-рассылка
Эта связка на втором месте, потому что она технически более сложная.
Если вы никогда не имели дела ни с каким онлайн-продвижением, кроме ведения Инстаграма, будет сложно. Лучше начать с ВК.
А какие у вас мысли по поводу перехода из Инстаграма? Завели Телеграм? Какие впечатления? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Ольга говорит
Спасибо за подробный разбор, Зарина. Я пробую себя в телеграме. Пока впечатление ещё не сложила
Лариса говорит
Спасибо. Будем разбираться, пока все сложно.
Татьяна говорит
Спасибо за новую полезную информацию!
Наталья говорит
Спасибо большое, Зарина. Именно сейчас думаю, куда двигаться дальше.
Анна говорит
Ещё можно вести канал в Яндекс Дзен
Вика говорит
Зарина, а как дать ссылку на эту статью?
Евгения Софронова говорит
Можно скопировать из адресной строки браузера или отсюда: https://112slov.ru/blog/instagram/where-to-go/
Надежда говорит
Вернулась в ВК, как домой. Приняли тепло)). Теперь веду его осознанно по вашим рекомендациям, Зарина.
Юлия говорит
Я очень рада, что закрыли Инстаграм!) Прямо чувствую какое-то облегчение!)
На протяжение 5 лет вела страницу ВК и параллельно Инстаграм, (но ИГ со скрежетов в душе🥲). Сколько же он отобрал счастливых часов, дней, месяцев, которые можно было потратить на себя и свою семью!)
Вк – родной и уютный🌸
Зарина, благодарю Вас за ваши рекомендации!!🥰
Андрей говорит
Зарина, вы профессионал. Ничего лишнего, все по делу и разложено по полочкам. По поводу переезда – мне еще рекомендовали TenChat. Пока присматриваюсь.
наталья говорит
Спасибо, очень познавательно и главное во время.
Татьяна говорит
Спасибо! Перехожу в ВК и Янд Дзен
Елена говорит
Спасибо Вам за Вашу работу!!
Олег говорит
Печатные издания, по старинке. Надеюсь газеты ни кто не закроет. 😊Можно попробовать китайский сервис Lark. Правда там нет рекламы но это не точно, мудрёная система. 🤷🏽♂️
Буду в ВК возвращаться и в Яндекс директ. Раньше в Яндекс директ давал рекламу, звонков много, но всё с другой стороны Москвы, как так получатся, не знаю.
Марина говорит
“Переезд” нужен больше всего оффлайн сервисам (тем же детским центрам, например).
Онлайн-сервисы (инфо-бизнес, онлайн-школы, блогеры) могут выходить через VPN и продолжать работу, для верности используя и другие соц. сети.
Зарина Ивантер говорит
Проблема ведь не в использовании или неиспользовании VPN авторами контента. Детский центр тоже может заходить через VPN и выкладывать свои посты. А вот кто их будет читать? Будет ли аудитория, потенциальные клиенты этих проектов, заходить в Инстаграм через VPN? И тут особой разницы между онлайн и офлайн проектами я не вижу.
Марина говорит
Разница большая: абонементы в детский центр будут покупать только жители ближайших к нему районов – достаточно узкая аудитория.
Онлайн курсы/школы/чек-листы можно продавать ВСЕМУ МИРУ (проблему оплат сейчас пытаются решить не только обычные люди, но и банки).
Вы серьезно собираетесь “закрыться” в России и продавать курсы друг другу? Как насчет русскоговорящих в остальных странах? Попробуйте посчитать их количество.
Елена говорит
Спасибо! Очень полезная информация.
Ирина Колесова говорит
Зарина, большое спасибо за разъяснения! Похоже, что Телеграм в моей ситуации не лучший вариант. Публикации не очень часты, подписчиков не очень много. Остаюсь в Инстаграме, так как есть подписчики из других стран, плюс надеюсь на тех, кто сможет обойти блокировку.
И, видимо, надо осваивать ведение бизнеса в ВК.
На Вас уже подписалась 🙂
Зарина Ивантер говорит
Ирина, в вашей ситуации и правда не стоит уходить из Инстаграма.
Уже вижу вас в ВК, очень рада 🤗
Лариса говорит
Спасибо за полезный материал.
Елена говорит
Спасибо, Зарина, за подробную информацию.
Ирина говорит
Спасибо за полезную информацию
Наталья говорит
Спасибо, Зарина!Очень вовремя! Будем применять информацию.
Анна говорит
Отличная статья! Спасибо! Интуитивно чувствовала, что телеграм не мой вариант, но понять не могла почему. Фраза: “Понаблюдайте, как вы сами потребляете информацию в Телеграме.” расставила все на свои места.
Александра говорит
Очень. полезно!
Надо пробовать через VK❤️
Всем успехов! 🔥
Наталья говорит
Спасибо, Зарина
Елена говорит
Согласна со всем вашими выводами. Безусловно, телеграм не может заменить инстаграма , т.к. способ обмена информацией абсолютно другой. И да, вк ближе всего к Инстаграм у, но тоже не совсем то. Я пришла в инстаграм из вк. Такой аудитории, такой подборки по интересам в вк нет. Я не уйду из инстаграма, т.к. замены ему не вижу. Вк и телеграм, и Ютуб у меня есть. Возможно буду уделять им больше внимания. Пока вообще затаилась, жду и наблюдаю. Спасибо за статью.
Ольга говорит
Зарина, благодарю за статью! Как всегда все понятно и четко. Вернусь в ВК. Телеграм мне, я думаю не подойдет. Буду изучать и пробовать Яндекс.
Гульназ говорит
Здравствуйте! Спасибо за разбор площадок. Может подскажите какой вариант лучше для аккаунтов горнолыжного комплекса и футбольного клуба? Пока активность в телеграмм не очень- мало подписок, может мотивировать подарками за подписку ?
И продолжать ли после закрытия Инстаграм через впн публиковать там что-то ?
Ирина говорит
Здравствуйте! Планируется ли у вас курс по продвижению в ВК и Телеграм?
Ольга говорит
Спасибо, Зарина, очень ценная информация👩🎓👌
Наталья говорит
Зарина, благодарю!
Как всегда лаконично, честно и по делу!
Уверена, что навыки полученные с вами в ведении инстаграмм не пропадут и помогут в реализации проектов на других площадках. Пока тестирую , что лучше подойдет для арт бизнеса, для привлечения новых клиентов в галерею искусств.
Лилия говорит
Здравствуйте. Зарина! Спасибо, что затронули такой актуальный вопрос. Я вообще в растерянности. Я еле начала осваивать инстаграм, подписчики есть из разных стран, не только из России. Их пока совсем немного, но я хотела с разных стран изначально. Думаю, стоит оставить и подключить ВК? Боюсь, не справиться с двумя соцсетями. Не пойму, как выстроить стратегию. У меня английский язык.
Елена говорит
Большое спасибо за Вашу поддержку, Зарина! Просмотрю Ваши советы, я уже про некоторые до этого задумалась, но пока не со всеми знакома, буду осваивать информацию.
Спасибо еще раз!
С уважением, Елена.