2016-й был для меня необычным годом. Три месяца, с конца июля до конца октября, я провела лежа в кровати или на диване, иногда на полу. Тошнота и дурнота, дополненные сильной головной болью, не давали нормально существовать днем и спать ночью. И я уже с 4 часов утра таращила глаза в стенку и хотела биться об нее лбом.
Я мечтала о том, чтобы мне дали наркоз на несколько месяцев. Чтобы я заснула и проснулась зимой, когда все закончится.
Отвлечься не получалось – не хватало сил даже сидеть в кресле, а через 5 минут смотрения в экран монитора начинала плыть картинка и подкатывал комок к горлу, даже если передо мной находился не рабочий файл, а серия «Великолепного века».
Честно говоря, ничего страшного не происходило. Скорее наоборот. Просто сильный токсикоз беременной женщины?
Когда мне позарез были необходимы несколько часов работоспособного состояния (например, нужно было провести собеседования с кандидатами на наши вакансии), я ехала в клинику, где мне делали уколы с кортикостероидами. Они на несколько часов снимали тошноту. Никакие другие лекарства и капельницы не помогали.
Но эти инъекции очень болезненные и от них поднимается давление, поэтому каждый день к ним прибегать нельзя.
Все это я пишу, конечно, в первую очередь для того, чтобы пожаловаться? Но не только.
Меня «накрыло» в самый неподходящий момент в году.
Надо готовить мои детские клубы к учебному году, а я уволила одного администратора и отпустила второго в отпуск почти до конца лета. У нас начата процедура лицензирования и надо встречать проверку Роспотребнадзора. Надо нанять несколько новых преподавателей.
А еще на середину августа намечен переезд семьи на другую квартиру, да и старших детей неплохо бы к школе подготовить – они так выросли, что буквально ни одна не-летняя вещь из гардероба им уже не подходила. Уже не говорю о запланированных новых проектах.
К концу осени в голове просветлело и можно было подвести итоги последних месяцев. Выяснилось, что в итоге планы почти не пострадали.
В большей части списка дел, который был составлен «на пике формы» – после отпуска и до начала моего недуга, можно ставить галочки.
Новые сотрудники наняты и успешно работают, выручка в клубах выросла в среднем на 20 процентов, лицензию получили, переехали, дети одеты, новые проекты запущены.
Меня удивил этот вывод. В моем распоряжении были максимум 2-3 часа рабочего времени в день, не самое продуктивное состояние ума и совершенно не позитивное настроение.
Тем не менее, почти все удалось.
Конечно, это было бы невозможно без моей команды, которой я очень благодарна. А ещё мне очень помогло одно правило, усвоенное за “долгие годы тренировок” в бизнесе.
Это правило – придерживаться «принципа 80 на 20».
Про этот принцип слышали многие, но мало кто его хоть как-то применяет. И совсем немногие осознают всю его силу и используют ее на полную катушку.
Принцип 80 на 20
Про этот принцип один очень умный человек написал: «Закон Парето, или “Принцип 80 на 20”, оказал огромное и незаметное широкой публике влияние на многих преуспевающих людей, но остается одной из величайших тайн. Даже те немногие, кто знает и применяет его, используют лишь небольшую долю его мощи».
Что нам говорит этот принцип?
- 20% усилий дают 80% результатов
- 20% сотрудников, товаров и услуг приносят компании 80% прибыли.
- 20% клиентов приносят 80% проблем
- 20% преступников совершают 80% преступлений
- 20% водителей виновны в 80% аварий
- 80% всего времени вы носите 20% имеющейся у вас одежды
- На 20% автомобильных дорог приходится 80% трафика
- 20% людей владеют 80% всех денег на земле.
“Принцип 80 на 20” работает практически во всех сферах жизни. Можно сказать, что это закон природы. И это не умозрительные заключения, а вывод, который подтвержден многими исследованиями и статистикой.
Если у вас уже есть бизнес, вы можете приложить его к вашим показателям и проверить его правильность.
Цифры могут немного различаться: в некоторых случаях это 70 на 30 или 95 на 5. Но суть остается неизменной.
Большая ошибка
Мы привыкли считать, что все факторы имеют приблизительно одинаковое значение:
- Все клиенты одинаково для нас ценны
- Каждый наш продукт так же хорош, как и другие
- Все сотрудники одной категории приносят приблизительно одинаковую пользу
- Ко всем бумагам или телефонным звонкам нужно относиться с одинаковым вниманием
- Все начатые дела надо заканчивать.
Но это не так.
- Один сотрудник приносит колоссальную пользу компании, а другой – гораздо меньшую
- Один продукт дает гораздо больше выручки, чем другой
- Один мой час может быть потрачен на рутинное дело, а может быть вложен в проект, который будет кормить компанию долгое время.
Проще говоря, одни дела приносят большие результаты, а другие – мизерные.
Поэтому открытую математиком Вильфредом Парето закономерность, также называют «Правилом Дисбаланса».
Зная этот принцип, я всегда стараюсь проанализировать дело, которым собираюсь заняться, и понять, стоит ли этим заниматься.
Как можно использовать принцип Парето в бизнесе?
Вариант 1: Сократить трудозатраты на 80%, сохранив 80% прибыли
Например, я знаю, что 20% курсов в моем бизнесе, в детском центре, приносят 80% прибыли. Это подготовка к школе и английский язык. На эти курсы быстро набираются группы и ученики ходят стабильно.
А 80% курсов (допустим, это лепка, пение, фитнес для мам, дизайн-студия, гончарное мастерство и т.п.) – только 20% прибыли, сюда ученики собираются медленно и ходят нерегулярно.
Давайте поиграем с этой ситуацией. Получается, мы можем убрать большую часть курсов, сократить количество своих трудозатрат на 80% и при этом сохранить бо́льшую часть своей выручки.
А что если то время, которое мы тратили на поиск педагогов по лепке и пению, деньги и усилия, которые мы тратили на раскрутку этих курсов, направить на то, чтобы найти дополнительных преподавателей по подготовке к школе и удвоить или утроить количество групп по этим направлениям?
То есть, убрать все неэффективные направления, а 100% времени занять самыми прибыльными курсами?
Или поступить не настолько радикально, а оставить по одной группе непопулярных направлений – просто для ассортимента? Но не вкладывать деньги, время и силы в их раскрутку, а пустить эти ресурсы на привлечение клиентов на курсы-бестселлеры?
Вариант 2: “Уволить” худших клиентов
Я знаю, что 20% клиентов приносят компании 80% прибыли. Имея это сокровенное знание, правильно ли считать, что всем клиентам надо уделять равное количество времени и внимания? Нет. Лучшим клиентам надо уделять больше внимания, и они останутся с нами дольше и будут покупать больше.
Обычно происходит по-другому – мы уделяем больше времени тем клиентам, у которых больше требований, претензий, жалоб.
Кстати, по принципу Парето 80% всех проблем исходит от 20% клиентов. И чаще всего это не те 20%, которые больше платят. Скорее наоборот – человек мало платит, создает много проблем, а мы ему уделяем больше времени в ущерб самым лучшим клиентам.
Вариант 3: Перестать браться за всё подряд
Я знаю, что согласно принципу Парето 20% своего времени я занимаюсь вещами, которые приносят 80% заработанных денег. А остальной огромный массив времени у меня уходит на деятельность, которая приносит мизерные результаты, – чаще всего потому, что это работа рутинная, относительно низкоквалифицированная, но объемная.
Но просто взять и забросить эти дела я, конечно, не могу.
Если я буду заниматься только грандиозными проектами и заброшу оплату счетов, сдачу отчетности в налоговую, обновления сайтов и другие вещи, я далеко не уеду.
Что я могу сделать?
Прежде всего нужно определить, какая именно деятельность приносит мне ощутимые результаты и какая пожирает время без видимых результатов.
Вторым шагом мне надо найти сотрудника, которому я смогу отдать эти функции, чтобы освободить себе дополнительное время для самых прибыльных занятий.
Три дня, потраченные на разгребание накопившихся рутинных дел, – с точки зрения «Принципа 80 на 20» были использованы неправильно. А если я их потратила на то, чтобы найти и обучить сотрудника, который будет этим заниматься всегда, – я молодец, хорошо усвоила Принцип Парето.
Итак, если отвлечься от цифр и пропорций, принцип Парето говорит о том, что:
Бо́льшая часть того, что мы делаем, почти не имеет значения и приносит мизерные результаты.
Идея в том, чтобы не браться за все подряд, а прежде всего определить те вещи, которые принесут наибольшую отдачу, и заниматься именно ими.
По моему опыту, к вещам, которые приносят непропорционально большую отдачу, относится (само)образование в ключевых для бизнеса областях.
Для меня такая область – это, в первую очередь, маркетинг, умение привлекать клиентов. Только за 2018 и первые месяцы 2019 года в свое обучение я инвестировала почти 400 тыс. рублей. И уже довольна результатом.
Пожалуйста, расскажите в комментариях, что вы думаете о принципе 80 на 20. Удаётся ли вам его применять? Как именно?
Татьяна говорит
Принцип 80/20 не надо применять. Он просто РАБОТАЕТ. И если мы займёмся только прибыльными программами, он и там будет работать. Это данность.
Виктория говорит
Наверное, я поступила неправильно. Открыв второй офис, я все силы бросила на его раскрутку. То есть, 80% моей энергии принесли 20% результата, если быть честной, и того меньше. Сейчас, прочитав о принципе , думаю, что нужно было улучшить основной офис, развивать его ещё больше. А второй офис должен был быть пока как приложение.
Борис говорит
Спасибо за статью! Слышал про этот принцип. Но только после вашей статьи всерьёз над ним задумался. Сейчас составляю список дел.
Анастасия Казанцева говорит
Зарина, спасибо за ваши статьи – очень вдохновляет и заставляет задуматься о главном. Восхищаюсь вами и вашими успехами! Спасибо Вам, что делитесь с нами! Успехов Вам еще больших!!!!
Яна говорит
Зарина, спасибо за статью! Как всегда “в точку”! Про этот принцип знаю давно, и полностью с ним согласна. Еще его иногда называют принципом “золотого сечения”. Пропорции очень разумно соблюдать везде: как в бизнесе, так и в семейной жизни – это закон успеха. Спасибо, что лишний раз нам об этом напомнили;)
Екатерина говорит
Правило шикарное, я его честно говоря знала и читала об этом раньше, но(!) спасибо, Зарина, за как всегда своевремннный волшебный “пинок”, очень многую информацию мало знать, нужно уметь ее применять и НЕ ЗАБЫВАТЬ ее применять в повседневной жизни!!))
Елена говорит
Спасибо, Зарина! Интересная, своевременная и очень полезная информация. Как впрочем и все ваши статьи полезные и интересные. Спасибо за замечательный сайт! Вы Молодец!
Анна говорит
Зарина, огромное спасибо вам за полезную информацию!!! ?
Владимир говорит
Я ещё слышал о вариации этого правила в такой формулировке: правило 20/120. Согласно ему, 20% продуктов/услуг из ассортимента компании генерируют 120% прибыли, а потом 20% прибыли “съедается” остальными продуктами из ассортимента…
То есть, некоторые продукты/услуги могут на самом деле уменьшать прибыль.
Светлана говорит
С большим вниманием прочитала Вашу статью. Не слышала об этом правиле. Очень занимательно. Читая, я сразу многое разложила по полочкам. Спасибо, вы, действительно, пишете так, что хочется действовать.
Елена говорит
Благодарю Зарина , очень нравятся ваши тексты – и темы, и стиль изложения .
Адриана Черней говорит
Честно говоря слышу впервые об этом принципе, но готова подписаться под каждым его утверждением! Так оно и есть! Может я пришла бы к нему сама в моей деятельности, зачастую разочаровываясь от усталости, но какое облегчение узнав что это Закон а не мои какие-то личные недочеты в процессе. Благодарю Зарина!
Оксана говорит
Слышала об этом , когда училась в институте. Тогда эта информация была лишь для того, чтобы сдать сессию, а сейчас на многое приходится смотреть другими глазами.
Елена говорит
Но если убрать 20% неэффективного, тогда 80% эффективного, следуя тому же правилу, опять должны распределиться на 20 и 80? Это не игра слов и смыслов) Кто проверял?
Елена Сметанникова говорит
О принципе 20/80 услышала давно, когда начала работать на корпорации, но как-то не придавала этому значения.
Сейчас начинаю понимать, что мне нужно учиться еще больше применять это правило, трудно конечно тк все делать самой было
воспитано с детства. Честно скажу,”я устала работать везде на 100%”
Попробую прописать все свои дела с применением этого правила.
Спасибо Зарина за классный совет!